Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе:
Всего 14 человек
Голосование
Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста:
Всего 22 человека
Голосование
На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду:
Всего 15 человек

Изучаем природу

Дата: 4 февраля 2017 в 00:01, Обновлено 6 марта 2017 в 20:33
Автор: Тукач Л. И.

 Консультация  "Организация  прогулок-походов  экологической  направленности".

                                                 Педагогическая статья «Экологическое воспитание дошкольников»

 Туризм называют "институтом усовершенствования", потому что он дает человеку знания, развивает ловкость, находчивость, выносливость, дарит здоровье и дружбу, воспитывает чувство ответственности за охрану природы и окружающего мира. Как можно раньше человек должен испытать радость путешествия, как можно больше растояний пройти! Прогулки-походы закладывают у воспитанников стойкий интерес к туристическим походам в будущем, формируют необходимые навыки.

  Внимание! Поход с детьми на природу требует тщательной подготовки, соблюдения техники безопасности.

  Прежде всего, проверяется запрограммированный маршрут. Руководитель накануне похода обследует дорогу, места будущих стоянок и игр, измеряет расстояние, время движения. Важно предусмотреть все мелочи, найти удачное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, продумать, какие движения целесообразнее использовать на тех или иных участках дороги с учетом естественных препятствий.

  Группу из 10-15 детей сопровождают не менее 2 взрослых. Обязательна медицинская аптечка. Воспитатели должны уметь оказывать первую помощь при непредвиденных обстоятельствах.

  Хорошее настроение детей, общий успех прогулки во многом зависят от соблюдения определенных правил:

  - в черте города и на шоссе дети идут парами, строго соблюдая правила дорожного движения, а на лугу, лесной дороге и пр. - свободно, группируясь по своему желанию;

  - менее подготовленные дети и те, кто легко отвлекается, идут впереди. Труднопроходимые участки (густой кустарник, низко расположенные ветки деревьев) преодолеваются в построении друг за другом на расстоянии 1 м, впереди идущий предупреждает об опасности (скрытые препятствия, возможный удар веткой и т.д.);

  - взрослые идут так, чтобы всех детей держать в поле зрения. Если часть детей ушла вперед, подается заранее оговоренный сигнал к остановке (например, свисток), по которому они должны быстро собраться;

  - на месте стоянки необходимо периодически собирать детей вместе (по определенному сигналу), чтобы проверить их самочувствие, настроение;

  - дети должны знать, что в походе необходимо выполнять требования взрослых, нельзя без разрешения выходить за ограничительные ориентиры, срывать растения, ягоды, грибы, всегда следует помнить о тех, кто рядом и оказывать, в случае необходимости, помощь, сообщать взрослым обо всех непредвиденных обстоятельствах.

  Внимание!  Создадим детям радостное ожидание предстоящего похода - они обязательно должны участвовать в сборах.

  Накануне похода проводится беседа с детьми о маршруте. (Можно вспомнить стихи, пословицы, поговорки, подобрать походную песню). Дети учатся самостоятельно собирать рюкзаки, накидку от дождя аккуратно складывать и помещать в наружный карман рюкзака. Туда же можно положить носовой платок, салфетки, полиэтиленовый мешочек для находок. Внутрь рюкзака к спине укладывают коврик, фляжку с водой. В день похода туда можно положить легкий завтрак (яблоко, бутерброд, конфету, печенье, сухарик). Дополнительно дети берут (по желанию) карандаши, бумагу для рисования, скакалку, мячик.

  Перед выходом воспитатель проверяет одежду, обувь детей, поправляются рюкзаки. Накануне определяется погода (солнечно, пасмурно, наличие ветра, температура воздуха), дети высказывают предположения, сохранится она или изменится в ближайшие часы, а также отмечают характерные признаки времени года.

  Для походов воспитатель выбирает оптимальное время в распорядке дня, заранее продумывает сочетание разных видов деятельности.

  Время прогулок-походов, как и других видов деятельности, в дошкольных учреждениях регламентируется распорядком дня.

  Прогулка-поход рассматривается:

  - как одна из форм физкультурных занятий (разыгрываются сюжеты "Мы туристы", "Соревнование" и др.);

  - как активный отдых;

  - в нее включаются программные задачи по ознакомлению с окружающим и развитию речи, конструированию, математике. В этом случае мы имеем дело с комплексным занятием.

  Кроме того, на привале можно провести любое 15-20-минутное занятие с детьми, значимость которого будет ничуть не хуже, а может быть даже выше проведенного в обычных условиях.

  Запомним! Прогулка-поход состоит из следующих, равнозначных, взаимосвязанных между собой частей:

  - дороги до места стоянки;

  - отдыха и игр на стоянке;

  - дороги обратно.

  Первая часть похода несет в себе основную познавательную информацию, поэтому необходимо предусмотреть все до мелочей. Прежде всего, надо определить виды движений, их чередование, меру сложности в зависимости от цели маршрута.

  Будем внимательно следить за:

  - качеством движений, за осанкой детей, смотреть вперед, а не под ноги;

  - дыханием (пока ребенок дышит носом, нет необходимости беспокоиться о физических перегрузках). Как только начинается дыхание через рот - нагрузку надо снижать;

  - поведением и настроением каждого (капризы, раздражительность, вялость могут свидетельствовать о наступающем утомлении). В этом случае надо поддержать ребенка, взять его за руку, предложить конфету, сменить темп, вид движения. Если утомление наблюдается у нескольких детей, нужно сделать остановку на 1-2 минуты.

  Детей утомляет чаще всего однообразие и монотонность движений. Чтобы этого избежать, следует периодически менять способы передвижения. Например, предложить детям сбежать с горки. По узкой тропинке проскакать на одной ножке. Несколько раз перепрыгнуть встретившийся на пути ручеек, часть пути пройти быстрее или, наоборот, замедлить движение. Более выносливым детям можно предложить пробежать вперед до условленного места и там подождать остальных. Это приучает детей к самостоятельности, дает выход их активности.

  Снять утомление можно следующим образом:

  - остановиться и сделать несколько поворотов на месте или на ходу, продвигаясь то одним, то другим боком с поворотом на 180о  и  360о;

  - выполнить на месте несколько вращений головой вправо-вверх, влево-вверх, наклонить голову вперед, назад и др.

  Кратковременный отдых по дороге к стоянке устраивается через каждые 15-25 минут движения. Если есть возможность, дети присаживаются на бревнах, пнях, прислоняются к деревьям. В отдельных случаях выбирается возвышенное сухое место, расстилаются коврики, куда дети усаживаются на 3-5 минут. В это же время проводятся кратковременные наблюдения. Так, например, если дети остановились под дубом, они "изучают" его: измеряют толщину обхватом рук, пытаются дотянуться до нижней ветки, увидеть небо сквозь крону. Рассматривают выступающие корни, гладят ствол рукой, прислоняются к нему щекой, называют цвет коры, толстых и тонких веток, листьев, закрыв глаза, прислушиваются к звукам. Хорошо полюбоваться неожиданно открывшейся панорамой луга, речки.

  Для привала выбирается: летом - тенистое место с хорошим обзором, в холодное время года - защищенное от ветра и освещаемое солнцем. Дети снимают рюкзаки, складывают их в одном месте, отдыхают, кушают.

  Запомним!  Чем больше свободы в движениях и поведении мы предоставим детям, тем ярче будут их впечатления, тем больше пользы  принесет им путешествие.

  Тем, кто затрудняется занять себя, предложим несколько вариантов деятельности:

  - рассматривать деревья, цветы, травы;

  - наблюдать за насекомыми, птицами;

  - можно любоваться пейзажем;

  - отправиться на поиски "даров природы"  (шишки, камушки, желуди, коряжки и пр.);

  - рассматривать принесенные с собой книги.

  Надо помочь детям найти для себя уютный уголок под деревом, в высокой траве. Пусть каждый сумеет каким-то образом проявить свое "Я" перед другими детьми: найдет красивый камешек, самую большую шишку, выучит какое-нибудь сложное движение, первым увидит белку. победит в соревновании, выполнит интересный рисунок и т.д.

  Совместные игры и упражнения воспитатель организует тогда, когда видит, что дети отдохнули, у них появилась потребность в общении. Не нужно стремиться к тому, чтобы непременно все дети принимали участие в играх.

  Воспитанникам доступно освоение элементов ориентирования. Можно научить их определять стороны горизонта по компасу, а также по определенным приметам. Эта работа проводится как на стоянке, так и в пути.

  Нельзя быть настоящим хозяином на земле без любви к природе. Одной из задач прогулок-походов является воспитание бережного отношения к окружающей среде. В местах прогулок-походов будем подчеркнуто бережно относиться к каждой травинке, цветку, кустику, привлекать детей к участию в практических делах по охране природы. Место стоянки, если оно загрязнено, необходимо тщательно убрать: закопать в землю пустые консервные банки, сгрести и собрать мусор. Тогда дети постепенно постигнут истину - от пребывания человека на природе не должно нарушаться ее привычное состояние.

  Завершающим этапом прогулки-похода является обратный путь. Следует учесть, что дети утомлены обилием впечатлений, физическими нагрузками, поэтому выбирается короткая дорога. Дети идут в свободном темпе, бег и прыжки лучше исключить. Кратковременный отдых можно использовать для того, чтобы подчеркнуть наиболее яркие моменты, закрепить полученные знания.

  Каждый выход на природу необходимо увязывать с разными видами деятельности. Принесенные из похода "дары природы", дети могут использовать на занятиях по развитию речи, в театрализованных представлениях, рисовании, аппликации, в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

  Внимание!  Необходима оценка результативности каждой прогулки-похода - это поможет увидеть все плюсы и минусы организации путешествий в природу в целом и способствовать их совершенствованию.

  ПРАВИЛА  ПОВЕДЕНИЯ ВО  ВРЕМЯ  ЭКСКУРСИИ.

  1.Дети идут парами, не растягиваются, не отстают от группы, не толкаются, не мешают друг другу. Соблюдают правила дорожного движения пешеходов. При отсутствии пешеходной дорожки двигаются по левому краю дороги (навстречу транспорту), соблюдая указания дорожных знаков. Без разрешения воспитателя не отходят от группы. Группу сопровождают двое взрослых. Желательно, чтобы у детей в начале и в конце группы были красные флажки.

  2.Нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться, кричать, чтобы не мешать жизни наших "меньших братьев" и можно было слышать звуки природы: голоса птиц, шум листвы, журчание ручья. Шум в лесу - фактор тревоги для животных. В лес идти без магнитофона и радиоприемника.

  3.Старайтесь пользоваться старыми стоянками. Не оставляйте мусор после себя, не загрязняйте лесные поляны, берега рек и водоемов следами своего пребывания. Все должно быть собрано и выбрашено в мусорные баки или зарыто. (Но не сжигать!).

  4.Быть особенно аккуратными возле мест обитания животных: гнезд птиц, муравейников, норок животных и т.д.; не ловить насекомых, не трогать руками гнезд и не брать из них яиц, не разрушать муравейники, не наносить вред, бережно относиться ко всему живому. Если вы случайно раскрыли гнездо, восстановите его прежнюю маскировку. Не убивайте змей, ужей и жаб. Они приносят пользу. Оберегайте муравейники рыжих лесных муравьев.

  5.Не ломайте ветки на деревьях и кустарниках, не рвите растения, цветы ради забавы, не топчите их, не сбивайте грибы ногами и палками, не оставляйте на деревьях следы своего пребывания в виде вырезанных слов.

  6.Запоминайте животных и растения, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь, охраняйте их.

  ПАМЯТКА  "О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ИЗУЧАЯ ПРИРОДУ".

  При организации и проведении экскурсий полезными могут оказаться советы:

  1.Не пытайтесь увидеть все увиденное. Запись наблюдений и зарисовки дадут более надежные сведения.

  2.Лучшие коллекции - это те, которые умеют рассказывать. Помните, что коллекционирование оправдано лишь тогда, когда оно вам крайне необходимо (для создания живого уголка в детском саду). Лучше коллекционировать вместо непосредственных объектов рисунки, фотографии, а еще лучше - цветные слайды.

  3.В природе так или иначе все взаимосвязано. Поэтому во время наблюдений, экскурсий глубже вникайте в поведение животных. Птичка не вылетела, а побежала от вас - где-то близко гнездо или птенцы; клюв у птицы острый и длинный, а у другой толстый и короткий - связано с особенностью питания; изменился след или рисунок следа зверей на снегу - что-то их потревожило; под вечер рыба из воды стала чаще выскакивать - ловит насекомых на воде и над водой; куры с вечера долго не садятся на насест - к непогоде и т.д.

  4.Задавайте вопросы себе и другим. Будьте в роли "почемучек".

  5.Воспитатель должен быть натуралистом. Он в жизни и в работе должен следовать 4 принципам: терпения, внимательности, точности и сотрудничества.

  6.На что необходимо обращать внимание во время экскурсии:

  - на окраску животного, птицы, насекомого и т.д.;

  - на размер; делайте сравнение с известными вам животными (с мышью, воробьем, овчаркой и т.д.);

  - на форму клюва, ног, крыльев, когтей, рогов, головы, ушей, очертание тела;

  - на повадки (движения по дереву среди птиц: поползень передвигается по стволу дерева сверху вниз и, наоборот, дятел - снизу вверх), траекторию полета; особенности поведения среди животных (хорек бегает только по земле, куница - по земле и деревьям и т.д.);

  - на голос и другие голосовые характеристики (пение птиц, тихое или шумное, передвижение);

  - на пищу, способы ее добывания (для ласточек, стрижей, соколиных и ястребиных, кошек, собак и т.п.);

  - на жилище, форму гнезда, ее место расположения;

  - на периоды активности в течение года, сезона, суток;

  - на особенности флоры и фауны в местах проведения наблюдений.

  ЛИСТОВКА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  И  ИХ  РОДИТЕЛЕЙ.

  Земля, вода, лес - наше богатство, наше здоровье!

  Вспомним слова Михаила Пришвина: "Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину".

  Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, из-за них исчезают навсегда животные и растения.

  Маленькие раны природы.

  - Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

  -Будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток или сорвешь три-четыре цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку? Да, природе буде хуже!

  -Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой товарищ, третью, четвертую, пятую - кто-то еще, что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны.

  Что  нужно  знать  об  охране  природы?

  Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведется большая работа по ее охране, в том числе и в нашей стране.

  - Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.

  - На месте вырубленных лесов сажают новые.

  - Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

  - Создаются заповедники - участки, где природа неприкосновенна.

  Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинить ей вреда.

  К сожалению, еще не все люди хотят и умеют беречь природу.

  Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели прекрасные цветы, щебетали и распевали свои трели птицы...

      Подумайте об этом!

 

  

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.