Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе:
Всего 14 человек
Голосование
Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста:
Всего 22 человека
Голосование
На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду:
Всего 15 человек

Страничка музыкального руководителя

Дата: 22 февраля 2017 в 16:10, Обновлено 27 марта 2017 в 20:18
Автор: Тукач Л. И.

  РОЛЬ  МУЗЫКИ  В  РЕЧЕВОМ  РАЗВИТИИ  МЛАДШИХ  ВОСПИТАННИКОВ.

                              

    В  последние  годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.  Один из способов  развития  речи  детей-дошкольников - системное  использование  средств  музыкального  воспитания.

  Связь  музыки  и  речи  очевидна.   Музыкальные  звуки,  так  же  как  и  речь,  воспринимаются  слухом.  Выразительность  языка  музыки  сходна  с  выразительностью  речи.  Музыка  как  и  речь  имеет  интонационную  природу.  Голос  передает  эмоциональное  состояние  человека  с  помощью интонационной  окраски.  И  музыка,  обладая  интонацией,  выражает  настроение,  характер.  Исходя  из  этого,  сочетание  работы  над  речью  детей  дошкольного  возраста  и  развитием  музыкальных  способностей  вполне  актуальна.

  Рассмотрим  подробнее  разные виды музыкальной деятельности с точки зрения их эффективного воздействия на развитие речи детей.

  Валеологические  песенки-распевки.

  С  них  начинаются  музыкальные  занятия.  Несложные,  добрые  тексты  "Здравствуйте",  "Солнышко-колоколнышко",  "Шесть  мышат"  и  мелодия, состоящая  из  звуков мажорной гаммы,  поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии,  подготавливают голос к пению.

  Затем  мы  переходим  к  артикуляционной  гимнастике.  Основная  цель  артикуляционной  гимнастики - выработка  качественных, полноценных движений органов артикуляции,  подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные  гимнастики способствуют тренировке и укреплению мышц речевого аппарата. Несложные упражнения, такие как "Пятачок у хрюшки", "Лягушка муху съела", "Укольчик", дети делают с удовольствием.

  В  результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

  Дыхательная гимнастика так же является немаловажным составляющим в речевом развитии детей. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления воспитанников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще.

  Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

  * Укреплять физическое дыхание детей (без речи).

  * Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный выдох).

  * Тренировать силу вдоха и выдоха.

  * Развивать продолжительный выдох.

  Лечебное воздействие:

  * Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочные ткани.

  * Способствует восстановлению центральной нервной системы.

  * Улучшает дренажную функцию бронхов.

  * Восстанавливает нарушенное носовое  дыхание.

  * Исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

  При  выполнении  упражнений необходимо соблюдать определенные правила:

  * Вдох - громкий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая).

  * Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха.

  Дети активно выполняют упражнения "Подуть на перышко", "Сдулся шарик", "Задули свечку", на усиление звука и длительность дыхания "Самолет", в конце занятия "Поезд чух-чух".

После того как дети распелись, сделали артикуляционную и дыхательную гимнастики мы переходим к пению.

  Пение - это, безусловно, тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.

  Общеизвестно, что пение развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

  Перечислим кратко еще ряд преимуществ певческой деятельности для развития речи:

  - Пение помогает понять ритмический строй языка, так как детям приходится пропевать каждый слог.

  - Пение требует более четкой артикуляции со стороны как педагога, так и детей.

  - Совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи.

  - Прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность.

  - Песни пополняют словарный запас детей, знакомят с новыми понятиями.

  - Песни развивают у детей способность последовательного изложения фактов, событий, явлений.

  - Очень полезны для развития речевой деятельности песни, стимулирующие образное мышление.

  - Пение в ансамбле, в хоре развивает способность слышать друг друга, работать в команде, учиться друг у друга.

  Окончанием нашей совместной деятельности является музыкально-речевая игра.  Данные игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Они необходимы, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В музыкально-речевых играх дети поют и ритмично декламируют хором, соло. Основой служит детский фольклор. В данном случае это считалка. Дети становятся в круг и поют считалку ("Шла коза по мостику", "Начинается считалка"), в центре стоит водящий, он же и "считает" кто будет водить в последующей игре. Музыкальные считалки можно придумать самим: за основу взять любое четверостишие или скороговорку и добавить к тексту незамысловатый мотив. Использование таких игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной.

  Музыкальные занятия эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе. 

   

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.