Тема: «Зимний сон».
Программные задачи: формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, умение эмоционально откликаться на художественные произведения;формировать умения детей о вариативности использования различных способов рисования, художественных техник (граттаж);закреплять умения самостоятельно рисовать с использованием сочетаний различных линий(деревья,еловые веточки,снежинки); закреплять умение работать с различными изобразительными материалами ; развивать изобразительные и творческие способности,позитивное отношение к рисованию; интерес к экспериментированию с художественными материалами, изобразительными техниками; воспитывать ценностное отношение к искусству, желание отображать свои представления об окружающем мире, устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности.
Материали оборудование:свеча, репродукции картин «Зима»И. Шишкин, «Роскошный иней»И. Грабаря, и «Зимний пейзаж» А.Саврасова, по количеству детей: специально подготовленные листы бумаги формата А4, заострённые с одного конца деревянные палочки, влажные и бумажные салфетки, «островки» из клеёнки- определители места для ребёнка, аудиозапись спокойной музыкиИоган Себастьян Бах.
Предварительная работа: подготовка листов бумаги (залить акварельной краской разных цветов, дать краске высохнуть, натереть бумагу свечой так, что бы получился толстый слой парафина, дать хорошо просохнуть, в чёрную гуашь добавить немного жидкого мыла, хорошо перемешать, покрыть лист этой смесью, дать краске хорошо просохнуть), подготовка деревянных палочек, рисование деревьев карандашами.
Методы и приёмы:наглядный(рассматривание картин),словесный(чтение стихотворений).
Тип занятия:комбинированный.
Ход занятия
1 этап - вводный
Дети и воспитатель стоят в кругу.
Сюрпризный момент( фронтальная форма работы)
Цель: Организация детей, мотивация на предстоящую работу.
Воспитатель (В). Посмотрите ребята, какая необычная свеча у меня в руках .
К нам пришло настоящее чудо-
Огонёк вдруг возник ниоткуда,
Прямо сюда он спустился,
Сердечком в руках засветился!
Что сейчас ни пожелай-
Свеча исполнит, так и знай!
Каждый из вас подержит эту свечу в руках. Подумайте о чём-то хорошем, а затем передайте её своему соседу. (Передают свечу покругу и возвращают воспитателю.) Сегодня свеча у нас ещё и помощница, она научит насделать необычные рисунки. А вот на какуютему мы будем рисовать, отгадайте (под аудиозапись спокойной музыки воспитатель читает отрывок из стихотворения А. Пушкина):
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Отгадали, какой будет тема нашего занятия? (Зимний лес.)
2 этап – основной. Анализ картин. (фронтальная форма работы)
Цель: Расширять и уточнять представления детей об особенностях зимнего пейзажа.
Воспитатель демонстрирует детям репродукции картин.
В.Какая пора года изображена на картинах? (На картинах изображена зима).Что еще вы видите на картинах?(деревья).К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? (Это пейзажи.) Краски каких цветов использовали художники, чтобы нарисовать зимние пейзажи? Какогоцвета снег (небо, деревья) на картинах? (Ответы детей.)
В.Важной частью картин, являются деревья.Какой лес вы видите на картинах?(Еловый бор , берёзовую рощу).Посмотрите на еловый лес. Какой это лес молодой или старый ?(старый, дремучий, непроходимый лес-еловый бор). Что можно сказатьо елях. Какие они?(Ели огромные, с толстыми стволами, ветви растут высоко наверху.Это лесные богатыри.). А еще какие тут деревья вы видите?(маленькие ёлочки и кусты, виднеются из-под снежных шубок).А что вы можете сказать о берёзах.Какие они?(Берёзы стройные,высокие с тонкими стволами). Какая, макушка у берёзы...? (тонкая), а внизу ствол (толще). Какие ветви у берёзы в верхней части (внизу)? (Ответы детей.) На переднем плане картины деревья (большие, высокие), а на заднем плане (поменьше или совсем маленькие).
Физкультминутка «Зимушка-зима»
Цель: Обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима.
Вледяной карете мчится
Зимушка-зима,
(Подпрыгивают на месте)
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
(«Летят».)
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
(Наклоняются влево-вправо.)
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.
(Поднимают руки вверх и опускают через стороны вниз.)
Т. Бокова
Рефлексия.
Цель: создать эмоциональный фон, настроить воспитанников на деятельность.
В. Ребята, почему зимой в лесу не видно медведей(Ответы детей.) Верно, все медведи зимой спят и не видят красоты лесного зимнего наряда. Однажды одному любопытному медвежонку очень хотелось увидеть,как выглядит лес зимой, но мама-медведица ещё осенью уложила его спать. И приснился ему удивительный сон. Хотите узнать, что медвежонок увидел во сне? Закройте глаза. (Под аккомпанемент спокойной музыки воспитатель тихим голосом способствует образной релаксации:
«Как красиво в лесу! Деревья украшены снежным нарядом. Стройные берёзки стоят в сверкающем серебре. Ёлочки надели белоснежные шубки, а сосны —шапки. Старый дуб в белом одеянии, как могучий великан из сказки. Кругом – сказочная красота!»)
В.Теперь откройте глаза и расскажете, что вы увидели? (Ответы детей.)
В.Сегодня каждый из вас нарисует зимний пейзаж из сна медвежонка. Поможет вам в этом наша необычная свеча. Посмотрите на листы бумаги, которые лежат перед вами, они тоже необычные, правда? На таких необычных листах и рисовать нужно тоже необычно. Например, деревянной палочкой процарапыватьрисунок по верхнему тёмному слою. Делать это, надо не торопясь и осторожно, чтобы не поранить себя или сидящего рядом. При работе надо держать палочку, как карандаш. Техника такого рисования называется граттаж. В результате у вас должны получится
очень необычные и красивые рисунки.
Пальчиковая гимнастика.
Цель: Развитие и совершенствование тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Раз,два,три,четыре,пять,(Сжимать и разжимать пальцы)
Мы во двор пришли гулять.(Шагать пальчиками по столу).
Бабу снежную лепили,(Лепить комочек двумя ладонями).
Птичек крошками кормили,(Крошить хлебушек).
С горки мы потом катались,(Опустить кисти сверху вниз).
А ещё в снегу валялись.(Класть ладони на стол то одной стороной ,то другой).
Все в снегу домой пришли.(Стучать кулачками друг по другу).
Съели суп.(Воображаемые движения ложкой).
И спать легли.(положить ладони под щёку).
Итак, принимаемся за дело!
Дети самостоятельно рисуют, по мере необходимости воспитательоказывает индивидуальную помощь.
3 этап- окончание занятия.
Цель: Анализ результатов деятельности воспитанников, развитие речи, мышления воспитанников.
В конце работы рисунки выставляют на доску, рассматривают и анализируют.
В.Удивительно и оригинально каждый из вас отобразил зимний сон медвежонка! Из наших рисунков может получиться целый альбом, хотите его сделать? (Да) Он будет очень интересным не только для ваших родителей, но и для детей из других групп. Осталось только придумать для него название (Дети придумываютназвание альбома.) Для тех, кто пожелает, можно дома придумать зимнюю историю и затем поделиться ей с нами.
Дети и воспитатель становятся в круг, передают друг другу свечу со словами:
Сегодня в группе случилось чудо-
Волшебная свечка взялась ниоткуда
Мы очень старались, мы рисовали
И для альбома рисункисобрали!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Волох, Л. Нетрадиционные техники рисования как условие развития творческих способностей детей дошкольного возраста /л. Волох // Пролеска. – 2016. - № 10. - С. 41-44
2.Учебная программа дошкольного образования. -Минск: Национальный институт образования, 2019.