Маршрут выходного дня
”Озеро Червоное“
Белорусское Полесье — огромный естественный музей под открытым небом в центре Европы. И его уникальным природным «экспонатом» является озеро Червоное (или Князь-озеро) — третье по площади в Беларуси и самое большое на Гомельщине. Оно находится в 19 км от Житковичей, у деревни Пуховичи. Площадь озера на сегодняшний день — около 40 квадратных километров.
Крупнейшее озеро Полесья лежит среди плоских болот и лесных равнин. Когда-то оно было частью пресного моря, которое занимало значительную территорию Полесья. О названии озера ходит немало легенд. В давние времена называли его Червонным из-за большого количества рыбы красноперки. Рассказывают также о великой битве между богатырями за владение озером. От пролитой крови и назвали его Червоным.
Дно озера топкое, устлано сапропелями — полезным ископаемым, обладающим разнообразным химическим составом.
Посетив озеро Червоное, Вы сможете насладиться прекрасными видами, покормить птичек, подышать свежим воздухом, понаблюдать за природой, половить рыбу и, конечно, запечатлеть всю эту красоту на фото, чтобы делиться с окружающими.
Цель маршрута: способствовать знакомству детей с историей родного края, формирование представлений о растениях и животных озера Червоное, воспитание бережного отношения к живой и неживой природе, привлечение родителей к совместной активной деятельности с детьми.
Задачи маршрута:
-познакомить детей с одной из достопримечательностей родного края, озером Червоное;
-формировать представления о том, что озеро – это сообщество растений и животных;
-развивать представления о разнообразии мира природы;
-закреплять правила поведения в природе, в общественных местах и транспорте;
-формировать экологическую культуру;
-воспитывать нравственно-патриотические качества через позитивное отношение к родному краю.
Тип экскурсии: семейный маршрут выходного дня.
Вид экскурсии: тематический.
Маршрут экскурсии: д. Пуховичи, озеро Червоное.
Возраст ребенка: средний и старший дошкольный возраст (4-7лет).
С собой можно взять: фотоаппарат, блокнот для зарисовок, питьё, влажные салфетки.
Описание маршрута:
Если отправляемся в путешествие на общественном транспорте.
Вспомните, как нужно вести себя в общественном транспорте.
- Прежде чем войти в транспорт нужно дать дорогу выходящим пассажирам.
- Заходя в транспорт, не расталкиваем всех локтями, пропускаем вперед пожилых людей, малышей и женщин.
- Не останавливаемся у входа, проходим в середину.
- Не спешим скорее занять место, уступаем пожилым и малышам.
- Находясь в транспорте, не следует громко смеяться или разговаривать.
- Не следует пачкать сиденье и одежду окружающих.
- Готовиться к выходу следует заранее. Спросить, не выходят ли впереди стоящие, или вежливо просить их пропустить вас.
Когда приедете на озеро, напомните ребенку правила поведения на природе:
1. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.
2. Не оставляй костёр непотушенным.
3. Не оставляй в лесу (на лугу, у озера)
а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;
б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар; в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;
г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;
д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.
4. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.
5. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.
6. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.
7. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.
8. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу (на природе) он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.
9. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.
10. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.
11. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.
12. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для раз- множения.
13. Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.
14. Не убивай лягушек и жаб – в мире нет ничего бесполезного и безобразного.
15. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы – ими лечатся лесные жители. Люди, сохраните природу потомкам!!!
-Предложите ребёнку осмотримся, как красиво вокруг, рассмотреть эту великолепную природу.
Напомните ребёнку о правилах поведения на водоёме.
Можно спросить у ребенка: это река, пруд, ручей или озеро?
Уточнить, знает ли он, что в ручье и реке вода движется быстро, она очень холодная, чистая, а в пруду и озере вода спокойная, движется от дуновения ветра.
-Подойдите к воде поближе, потрогайте рукой воду – какая она? Спросим у ребёнка можно ли пить воду из озера.
Обратите внимание на травянистые и цветущие растения, которые встречаются около озера, сочную траву возле воды.
Полюбуйтесь красотой водно-прибрежного пейзажа.
-Можно спросить у ребёнка, кто же живет около озера?
Понаблюдайте за плавающими и ныряющими утками и лебедями, легкостью их передвижения, красивым оперением, кряканьем.
Обратим внимание, что водоёмы любят аисты, цапли, чайки. Они лакомятся насекомыми, головастиками, лягушками и рыбой.
-Обратите внимание ребёнка на то, что на берегу озера много красивых и интересных камешков и ракушек, предложите их собрать немножко в ведерки для поделок и аппликации.
Расскажите ребёнку, что нужно беречь это место, и не только это место, но и другие уголки природы нашего края.
Дома вместе с ребенком проявите ваши творческие способности и нарисуйте то, что видели возле озера, из камешков сделайте аппликацию или поделку.
-После прогулки спросите у ребёнка:
-что больше всего понравилось?
-что нужно делать, чтобы вода в озере оставалась чистой?
-какие птицы обитают на озере?