Рекомендации для родителей
(законным представителям)
Памятка для родителей к летниму оздоровительному периоду!
Уважаемые взрослые! Бабушки, дедушки, родители, старшие братья и сестры! Летние каникулы уже начались. Многие ребята отправились в гости к бабушкам и дедушкам, некоторые остались дома, однако все равно необходимо напомнить основные правила безопасности.
Итак:
Ребенок младшего школьного возраста должен знать домашний адрес и номер телефона. Научите его пользоваться мобильным телефоном, чтобы при необходимости он мог позвонить в службы экстренной помощи, а также вам на работу. Возле телефона закрепите лист бумаги со всеми необходимыми номерами. Расскажите ребенку, при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.
Объясните ему, что в случае пожара необходимо выбегать на улицу и звать на помощь, ни в коем случае нельзя прятаться.
Спички и зажигалки храните в недоступных для детей местах.
Не разрешайте своему ребенку самостоятельно пользоваться газовыми и электрическими приборами, топить печи.
Если есть возможность, поручите старшим детям присматривать за младшими.
Ни под каким предлогом не оставляйте без присмотра малолетних детей.
Дайте ребенку какое-нибудь задание, поручение, одним словом, займите его, чтобы в ваше отсутствие он был занят полезным и интересным делом.
Отправляя детей в деревню или на дачу, еще раз напомните им об основных правилах безопасности. Ведь игры со спичками на чердаках, сеновалах, в сараях, поджигание сухой травы, тополиного пуха – достаточно частое «развлечение» детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Если Вы затеяли на даче длительное строительство или ремонт, оградите опасные участки. Инструменты и материалы убирайте в недоступные для детей места, доставая их по мере необходимости. Объясняйте детям, что игры на стройке или в местах, где ведётся ремонт, небезопасны.
Немало разочарований и несчастий приносят такие места отдыха как водоёмы. Не отпускайте ребенка купаться одного, всегда контролируйте ситуацию. Не позволяйте купаться больше 10 минут, нырять в незнакомых местах, баловаться на воде.
Ежедневно напоминайте своему ребёнку о правилах дорожного движения.
Деревня или дача – это не только отдых, но и уход за садом и огородом. Если вы обработали овощи химикатами, то обязательно обезопасьте территорию каким-либо ограждением и доходчиво объясните ребенку, что заходить туда строго- настрого запрещено, а тем более срывать и пробовать на вкус. Уберите лекарства и химические вещества, необходимые как для сада-огорода, так и для бытовых нужд, в недоступные для ребенка места.
Позаботьтесь о том, чтобы на участке не было ядовитых растений. Если недалеко находится лес, покажите и расскажите ребенку какие растения и ягоды нельзя трогать и тем более их кушать.
Занимаясь хозяйственными делами, не забывайте, что ребенок не должен быть предоставлен сам себе – вы должны знать, где он и с кем играет. Если речь идет о маленьких детях, здесь совет один – не оставляйте их без присмотра даже на несколько минут.
Невозможно предусмотреть все ситуации и дать советы на все случаи жизни. Но научить ребенка быть осторожным можно и нужно. И никто не сможет сделать это лучше, чем родители. Ведь именно Ваше внимание, любовь и забота – самая надежная защита!
Помните! Ребенок берёт пример с Вас! Пусть Ваш пример соблюдения правил безопасности научит и его.
ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Детский травматизм –очень важная и серьезная проблема, особенно в летний период, когда у детей больше свободного временем, они чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых. Травмы у детей нередко приводят к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.
Причины травматизма:
- неблагоустроенность внешней среды;
- халатность, недосмотр взрослых;
- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом;
- психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность;
- отсутствие чувства опасности у ребенка.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в двух направлениях:
- Устранение травмоопасных ситуаций;
- Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а наоборот, объяснить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
Самый распространенный вид травматизма – бытовой.
Основные виды травм, которые дети могут получить дома, и их причины:
- ожог от горячей плиты, посуды, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;
- падение с кровати, окна, стола и ступенек;
- удушье от мелких предметов (монеты, пуговицы, и др.).
- отравление бытовыми химическими веществами (отбеливатели, моющие жидкости, инсектициды);
- поражение электрическим током от неисправных электроприборов, от воткнутых детьми металлических предметов в розетки.
-
БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ВОДЕ
У маленьких детей обычно отсутствует природный страх перед водой и поэтому они смело лезут в нее, совершенно не осознавая грозящие им опасности. Дошкольники часто не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей. Хотя, конечно, малышей необходимо ознакомить с правилами поведения в летний период. При проведении занятий в дошкольном учебном заведении или в домашних условиях всегда необходимо ориентироваться на уровень дошкольника. Дети в этом возрасте очень не любят шаблонного подхода и даже одногодки могут сильно разниться по развитию и остроте ума. Поэтому всегда учитывайте подобный факт, максимально используйте наглядный и игровой материал, а также старайтесь активно вовлекать в занятие самих дошкольников.
Безопасность на воде для дошкольников – это не только лишь уроки самым маленьким купальщикам, но и их родителям. Ведь от последних практически полностью зависит уровень безопасности малыша. Поэтому если занятия проводятся с дошкольниками в детском саду, то к ним, желательно, присовокупить и общение с родителями для напоминания им базовых правил безопасности на воде летом. Это позволит существенно сократить количество трагических несчастных случаев, которые очень часто происходят по невнимательности и халатности взрослых.
Правила безопасности на воде для дошкольников – веселые уроки
В уроках активно используем простые понятные правила безопасности, а также стихи, картинки и рассказы, разъясняющие их. Например, стих:
В воде плескаться будем мы,
У берега, где мама нас поставила,
Совсем мы не боимся глубины,
Мы просто водные все знаем правила!
Итак, дошкольникам необходимо четко усвоить следующие правила безопасности на воде:
· Нельзя заходить или заплывать глубоко в воду.
· Нельзя плавать в воде без присмотра взрослых.
· Нельзя нырять в воду, там где мелко, там где твердое или острое дно.
· Не ныряй в маленький надувной бассейн.
· Нельзя нырять в воду с лодок.
· Нырять в воду можно только там, где хорошее дно, достаточная глубина, и где тебе разрешают взрослые, которые должны быть рядом.
· Нельзя ходить по краю причалов, пирсов, волнорезов и других мест, откуда можно упасть в воду.
· Не надо долго находиться в воде, можно сильно замерзнуть.
· Когда играешь с детьми, запрещено их толкать в воду или удерживать под водой, они могут захлебнуться.
· Нельзя купаться во время плохой погоды.
· Правила для тех, кто не умеет плавать или плохо плавает - когда купаешься, используй надувной круг, жилет, нарукавники.
· Не заплывай далеко от берега даже на надувном круге или в жилете – это опасно. Они могут лопнуть ты и начнешь тонуть.
· Если ты видишь, что кто-то тонет или кому-то плохо, сообщи об этом взрослым.
· Если ты наглотался воды, замерз, у тебя судорога или просто плохо – выйди из воды!
· Будь осторожен на берегу реки, озера или моря, там могут быть ямы даже недалеко от берега.
Мы правила купания все соблюдаем на воде,
Поэтому мы знаем, что никогда не быть беде.
Мы малыши послушные, родителей мы любим,
И оттого знаем правила, и никогда их не забудем!
Правила безопасности на воде для дошкольников – материал для родителей
Теперь настало время поговорить с родителями о безопасности на воде дошкольников. Поскольку малыши малышами, а взрослый должен неусыпно контролировать процесс купания детей, тем более дошкольного возраста, когда ребенок еще достаточно слаб и неорганизован и когда он может утонуть в считанные минуты.
Важные правила безопасности на воде - купание в крупных бассейнах
· Если ваш дошкольник уже хорошо плавает и ныряет, то не позволяйте ему нырять в местах, где глубина меньше, чем 2,5 метра.
· Не разрешайте дошкольникам плавать в одиночку, всегда находитесь на расстоянии до метра от них и подстраховывайте малышей рукой, даже если ребенок плывет с надувным кругом или жилетом.
· При купании старайтесь, чтобы всегда на дежурстве был спасатель или инструктор, но никогда не рассчитывайте только на них, помните, что вы в первую очередь отвечаете за безопасность собственного ребенка на воде.
· Следите, чтобы маршруты плавания маленьких детей не пересекались со старшими, это может привести к травме.
Правила безопасности на воде купания - купание в открытых водоемах
· Для плавания используйте лишь круги и жилеты, предназначенные для применения в открытых водоемах, у них должны быть толще стенки и, желательно, несколько автономных камер. Чтобы ребенок не утонул при проколе одной из них.
· Всегда будьте возле ребенка, который в воде. Не отводите от него взгляда. Дошкольник может за секунду уйти под воду и захлебнуться.
-
Старайтесь не брать дошкольников кататься на лодках, водных велосипедах и других плавательных средствах, это может быть опасно. Но даже если и берете малыша, всегда надевайте на него еще на берегу спасательный жилет.
· Плавайте в специально отведенных местах с чистым проверенным дном, и где есть спасатель и медицинский пункт.
· Но если вы плаваете с детьми на природе, то выбирайте чистое мелкое место с течением меньше 0,5 метра/секунду. Предварительно проверьте самостоятельно дно, оно должно быть не топким и без острых предметов. Всегда будьте возле малышей.
· Не разрешайте дошкольникам заплывать далеко от берега и нырять на мелких местах или там, где незнакомое дно.
Правила безопасности на воде купания - купание в надувных бассейнах
· Никогда не позволяйте детям нырять в надувные бассейны.
· Не оставляйте дошкольников без присмотра даже в маленьком тазике. Малыш может упасть лицом в воду и утонуть, у него еще слишком слабые руки для веса тела и поэтому ему тяжело подниматься.
· Максимально оградите несанкционированных доступ к бассейну малышей, чтобы они самовольно не пошли плавать. Для этого снимайте лестницу, ставьте заградительный барьер, не оставляйте стулья по которым можно забраться внутрь, надевайте на верх плотный защитный чехол (который не провалится под весом ребенка или двух) или сливайте воду из бассейна.
· Надежной изгородью от малышей можно считать заслон высотой от полутора метров, в котором либо отсутствуют горизонтальные перекладины, либо они слишком малы, чтобы по ним удобно было взобраться.
· Если у вас большой надувной бассейн с мощной системой слива и наполнения, то убедитесь что выпускная система не создает мощного давления, которое может засосать ребенка.
Общие правила безопасности родителям при купании дошкольников
· Никогда не купайтесь в непогоду.
· Всегда разъясняйте детям правила поведения на воде и не подавайте им дурной пример.
· Никогда не ведите детей купаться в нетрезвом состоянии.
· Наблюдайте за купающимися детьми.
· Контролируйте эмоциональное состояние дошкольника, чтобы заигравшись, он не нахлебался воды.
Правила безопасности на воде для дошкольников - итог
Также родителям необходимо знать правила спасения утопающих, оказания первой медицинской помощи: удаление воды из легких, искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Учтите, что в случае с маленькими детьми они делаются несколько иначе, чем со взрослыми. И самое главное, учтите, что большинство несчастных случаев случается именно в тот момент, когда взрослые на «секунду» отвлеклись.
ПРАВИЛО ПОЖАРООПАСНОСТИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Пожары в лесах и на торфяниках
Массовые пожары в лесах и на торфяниках могут возникать в жаркую и засушливую погоду от ударов молний, неосторожного обращения с огнем, очистки поверхности земли выжигом сухой травы и других причин.
Наиболее часто в лесных массивах возникают низовые пожары, при которых выгорают лесная подстилка, подрост и подлесок, травянисто-кустарничковый покров, валежник, корневища деревьев и т.п. В засушливый период при ветре могут возникать верховые пожары, при которых огонь распространяется также и по кронам деревьев, преимущественно хвойных пород. Скорость распространения низового пожара от 0,1 до 3 метров в минуту, а верхового – до 100 м в минуту по направлению ветра. При горении торфа и корней растений могут возникать подземные пожары, распространяющиеся в разные стороны. Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой.
Если вы оказались вблизи лесного пожара
- Если вы оказались вблизи очага пожара в лесу или на торфянике, немедленно предупредите всех находящихся поблизости людей о необходимости выхода из опасной зоны. Организуйте их выход на дорогу или просеку, широкую поляну, к берегу реки или водоема, в поле;
- Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно к направлению движения огня. Идите, пригибаясь к земле. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой;
- Выйдя на открытое пространство или поляну дышите воздухом возле земли – там он менее задымлен, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой;
- Помните, что особую опасность для жизни и здоровья людей на пожарах представляет воздействие на их организм дымовых газов, содержащих токсичные продукты горения и разложения веществ и материалов;
- Примите участие в организации тушения пожаров: пламя небольших низовых пожаров можно сбивать, захлестывая его ветками лиственных пород, заливая водой, забрасывая влажным грунтом, затаптывая ногами; торфяные пожары тушат перекапыванием горящего торфа с поливкой водой;
- Потушив пожар, не уходите, не убедившись, что огонь не разгорится;
- После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населенного пункта, лесничество или противопожарную службу;
- При тушении пожара действуйте осмотрительно, не уходите далеко от дорог и просек, не теряйте из виду других участников, поддерживайте с ними зрительную и звуковую связь.
В пожароопасный сезон в лесу запрещается:
- Разводить костры и пользоваться открытым огнем, выжигать траву под деревьями, на полянах, просеках, лугах;
- Выжигать траву на участках, непосредственно примыкающих к лесу без постоянного наблюдения;
- Бросать горящие спички, окурки, стеклянные бутылки, банки и др.;
- Использовать автомобили с неисправной топливной системой;
- Сжигать мусор на не отведённых для этого местах;
- Оставлять промасленный или пропитанный топливом материал.
При обнаружении лесных пожаров необходимо немедленно уведомить о них органы местного самоуправления и принять меры по тушению лесного пожара своими силами до прибытия сил пожаротушения.
Находясь в лесу – соблюдайте требования пожарной безопасности!
Ожоги
Чтобы уменьшить риск получения ожогов необходимо держать детей подальше от горячей плиты, пищи, утюга, от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард. Держите в недоступном для детей месте легковоспламеняющиеся жидкости, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.
Не оставляйте кружки с горячими напитками без присмотра!!!
Не держите ребенка на руках во время приготовления пищи!!!
Падения
Падения - наиболее частый механизм получения травм во время активных игр, занятия спортом, катания на велосипеде, роликах, коньках и т.д. Для предупреждения падений и уменьшения вероятности серьезных травм:
- не позволяйте детям играть в опасных местах;
- используйте наколенники, налокотники, шлем при катании на велосипеде (роликовых коньках, скейтборде);
- детей младшего возраста катать на велосипеде необходимо в специальном кресле. Это предупредит падение и случайное попадание ноги в спицы колеса.
Падение с высоты в большинстве случаев ведет к получению тяжелых травм. Открытое окно может быть смертельно опасно для ребенка.
Никогда не держите окна открытыми, если ребенок находится без вашего присмотра!!!
Москитная сетка не убережет ребенка от падения!!!
Используйте ограничители и блокаторы, которые не позволят ребенку открыть окно полностью!!!
Удушье от малых предметов
- не следует давать маленьким детям еду с косточками или семечками.
- всегда нужно присматривать за детьми во время еды, кормить ребенка измельченной пищей.
- не давать играть мелкими предметами ( пуговицы, монеты, мелкие детали конструктора и т.д.).
Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья.
Отравления
Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте.
Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление,поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.
Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста.
Храните медикаменты и средства бытовой химии в местах недоступных для детей!!!
Поражение электрическим током
Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям - обнаженные провода представляют для них особую опасность.
Травмы в результате ДТП
Увеличение интенсивности движения транспортных средств и пешеходов создают объективные предпосылки для возникновения дтп, в том числе с участием детей. Это определяет необходимость обучать детей правилам поведения на дороге с раннего возраста:
- не играть рядом с дорогой;
- переходить дорогу только в установленных местах;
- перед пересечением проезжей части остановиться на обочине;
- посмотреть в обе стороны;
- не перебегать через проезжую часть;
- маленьких детей переводить через дорогу за руку.
Необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности при перевозке детей в автомобиле.
Очень важно для взрослых – самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни.
Не забывайте, что поведение взрослого человека пример для ребенка!
Будьте здоровы и берегите детей!
Осторожно клещи!
Вместе с пробуждением природы пробудились и те, кого мы совсем не рады видеть – клещи. Именно в апреле, а также и в сентябре - октябре наблюдается пик активности этих опасных для человека насекомых.
Лесной клещ — это маленький паразит, переносящий вирусы клещевого энцефалита — острого и тяжелого воспаления центральной нервной системы, сопровождающегося высокой температурой, сильнейшими головными болями, рвотой, судорогами, параличами.
Излюбленными местами охоты клещей являются хвойные леса, а также влажные места: овраги, обочины дорог. Активизируются клещи перед дождем в пасмурную погоду, а в ясный день они опаснее утром и вечером. Летом самой благоприятной для них температурой будет 20° тепла.
Клещ по образу нападения — типичный подкарауливающий хищник. Сидя на концах травинок и ветвей, он ждет, пока «добыча» (животное, человек) случайно не заденет растение. Тогда клещ мгновенно прицепляется к жертве и быстро ползет по ней, отыскивая удобное для присасывания место. "Севший" на кого-либо клещ ползет вверх и только вверх - по другому они не перемещаются. Ползет, пока не встретит удобный участок кожи. Укус клеща незаметен, поскольку он вводит в ранку обезболивающее вещество. Поэтому присосавшегося паразита замечают по зуду и воспалению кожи часто лишь на 2—3 сутки. Этому же способствует и то, что клещ впивается в наиболее укромные места: подмышечные впадины, шею (особенно за ушами), пах.
Интересно, что клещи практически лишенные зрения, могут почуять запах приближающего живого существа с расстояния в 10 метров. Их гораздо больше (примерно в 10-15 раз) на обочинах дорог, чем в чаще леса, где меньше объектов для нападения. Срок жизни клеща – 30-50 дней.
Основной путь попадания клеща на человека - когда последний зацепляет ветку, травинку, на которой сидит изготовившийся к атаке клещ. Еще можно посоветовать избегать сухих, мертвых веток - сухостой клещи любят больше, чем живые деревья, а в смешанном лесу, клещи предпочитают лиственные деревья. При прохождении маршрута следует учитывать, что клещи предпочитают влажные затененные места с густым подлеском и травостоем. Еще больше их вдоль троп, дорог и в местах, где пасется скот.
ОПАСНОСТЬ КЛЕЩЕЙ
Опасность «подцепить» клеща подстерегает нас не только на природе. Принести насекомое в дом может собака или кошка, которая гуляет по улице, он может быть и в букетике полевых цветов. Также клещи живут на мышах и крысах, обитающих даже в самых цивилизованных городах.
Клещи переносят такие болезни, как клещевой энцефалит, сыпной клещевой тиф, клещевой боррелиоз (болезнь Лайма), геморрагическую лихорадку и др.
Особенно опасен клещ тем, что его очень трудно заметить из-за микроскопических размеров голодного насекомого, такой клещ размером не больше макового зернышка. Сам клещ – это крошечное существо буро-коричневого оттенка, а личинка и вовсе трудно различима невооруженным глазом. Присосавшись к телу человека, молодая личинка насыщается примерно за двое суток, взрослая же особь, может оставаться на теле до 12 дней и вырасти до размеров шарика диаметром в 2 см.
Когда клещ попадает на одежду человека, он начинает двигаться в поисках места для присасывания, особенно клещам нравятся подмышечные впадины, паховые складки, шея, ушные раковины и кожа головы. Если клещ не был замечен сразу, то неприятные ощущения начинают беспокоить лишь примерно через 1-2 суток, а проявляются они в виде тянущей легкой боли, которая возникает из-за начинающегося воспалительного процесса в месте укуса. Сама ранка, которая остается после клещевого укуса чешется и может долго не заживать.
Что делать, если клещ все-таки укусил.
<address>Даже если клещ кого-то укусит - это еще вовсе не значит, что человек заболеет энцефалитом. Человек заболевает от клещей, которые сами являются зараженными энцефалитом. Прежде всего клеща надо вытащить. Имейте в виду, что чем дольше клещ сидит, тем труднее его вытащить - еще один аргумент в пользу регулярных осмотров.</address> <address>Обычно он впивается в места, где нежная кожа, но бывает наоборот. Так что будьте внимательны , если клещ впился в неклассическом месте - там, где кожа толстая; в этом случае он сразу "вгрызается" очень глубоко и вытащить его гораздо труднее. Классический способ извлечения - охватить клеща нитяной петлей и капнуть вазелина (солидол, ЦИАТИМ, любой другой ГСМ средней густоты) так, чтобы клещ был полностью закрыт.</address> <address>Минут через 5 начать периодические потягивания за нитку - с должным терпением и без фанатизма. Постепенно клещ будет извлечен (может занять минут 15-20, будьте к этому готовы).</address> <address>Если присосавшаяся особь еще не успела напиться крови или это малюсенькая личинка, то избавиться от нее можно с помощью капли растительного масла, которую нужно капнуть на место укуса, перекрыв, таким образом, клещу поступление кислорода. Вместо масла можно взять крем, вазелин или даже керосин. Само насекомое, но только в том случае, если оно живое, желательно отнести в больницу для исследования на наличие инфекции. Для этого его нужно посадить в банку с влажной ваткой или несколькими травинками. Место укуса клеща нужно обязательно продезинфицировать, а руки тщательно вымыть с мылом.</address> <address>Конечно, обнаружив на себе или своем близком присосавшегося паразита, лучше всего сразу же обратиться к врачу. </address>Если же такой возможности нет, то клеща нужно удалять следующим образом: возьмитесь за клеща ровно под прямым углом, не сгибая его, и поверните, как бы выворачивая по часовой стрелке.
Если вы все же порвали клеща или же клещ впился так, что не уцепишься - относитесь к нему как к занозе: стерилизуйте иголку (хоть на спичке), и вперед.
Всю процедуру лучше выполнять в тонких перчатках или с помощью носового платка, так как яд из раздавленного насекомого может попасть в организм человека даже непосредственно через кожу.
КЛЕЩЕВОЙ ЭНЦЕФАЛИТ
Особую опасность для человека представляет заболевание клещевым энцефалитом. Именно для человека, потому как большинство животных переносят эту болезнь даже без явных клинических проявлений. По статистическим данным из 100 человек, обратившихся с укусами клеща, примерно 10 заражаются именно этим вирусом. Энцефалит – страшная болезнь, приводящая к поражению центральной нервной системы и двигательного центра человека, в результате чего может развиться паралич, а исходом стать многолетняя инвалидность или даже смерть. Утешительным считается тот факт, что даже в местах повышенного скопления клещей, инфицированными являются не более 5% особей.
Клещевой энцефалит может никак себя не проявлять даже до 25 дней, в среднем же инкубационный период длится от одной до двух недель. Проявляется клещевой энцефалит следующими симптомами:
- высокая температура (до 40°);
- тошнота и рвота;
- острая головная боль;
- боли в суставах, мышцах и горле;
- диарея;
- потливость;
- общая слабость.
В основном болезнь проявляется сразу же в острой форме, но иногда периоду обострения предшествует состояние общей слабости и недомогания. В любом случае, если после укуса клеща вас стали беспокоить вышеперечисленные симптомы, то немедленно обращайтесь к врачу, так как самолечение может быть смертельно опасно.
Заболевание может пройти полностью без последствий, но возможны и парезы, параличи, атрофия мышц, а также значительное снижение интеллекта и даже развитие эпилепсии.
Меры предосторожности
1. По возможности обходите стороной кусты и не разрешайте детям лазить в них.
2. Остерегайтесь засушливых участков и сухостоя, не гуляйте в густой траве.
3. Помните, что клещи предпочитают лиственные леса. Поэтому прогулка в хвойном лесу будет безопаснее.
4. У водоемов лучше расположиться на песке, который для клещей является практически смертельным.
5. Для длительного нахождения на природе не подойдут майки с коротким рукавом и шорты. Ваша одежда должна максимально закрывать все участки тела. Идеальным вариантом будет наличие манжет на рукавах и резинок на штанинах.
6. Собираясь на природу, нужно так продумать свой наряд, чтобы осталось как можно меньше открытых участков тела. Обязательно и наличие головного убора. Даже при прогулке в парке не стоит пренебрегать им.
7. После того, как вы вернулись с прогулки, следует очень внимательно просмотреть всю верхнюю одежду и перетряхнуть ее. Также следует осмотреть тело, а волосы необходимо расчесать мелкой расческой.
8. Желательно поход с ночевкой в палатках отложить до самых жарких месяцев, когда клещи менее активны. Но в любом случае растительность вокруг палатки, а также под ней лучше всего выжечь.
9. Придя из леса, обязательно осматривайте свое тело и одежду, а также домашних питомцев, которые прогуливались с вами на предмет притаившихся кровососов.
Ядовитые ягоды и растения
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к окружающей природе, но из-за того, что у них еще нет достаточных знаний о некоторых особенностях растений, иногда срывают ядовитые растения или даже едят их плоды, корневища и т. д.
Наиболее часто отравления ядовитыми растениями происходят летом. Встречаются также случаи ожогов кожи, слизистой глаз, носа, рта при соприкосновении или попадании сока некоторых растений.
Краткая характеристика ядовитых растений
Вех ядовитый. Похож на огородные растения - петрушку, укроп и др. Произрастает на влажных местах, вдоль рек и озер, в кустарниках. Все части растения ядовиты. Отравление наступает чаще, если поесть корневище. Отличительным свойством этого растения является приятный запах, который выделяется при растирании любой его части, наличие толстого корневища, разделенного поперечными перегородками на камеры.
Признаки отравления наступают очень быстро, в зависимости от количества съеденного растения. Первые признаки отравления: боли в животе, головная боль, головокружение, слабость, тошнота, рвота, бледность, затрудненное дыхание. В последующем присоединяются судороги и потеря сознания.
Клещевина. Растение произрастает в южных районах Ростовской области и Ставропольского края, в Закавказье. Отравление наступает, если съесть семена растения, похожие на бобы и фасоль. Плоды (семена) размещаются в трехгнездных коробочках, привлекают яркой окраской. Тяжелые отравления возможны от 2-3 семян. Признаки отравления наступают через 1-2 часа: головная боль, покраснение зева, боли в глотке, понижение температуры ниже нормы, пульс частый и малый.
Белена черная. Произрастает на пустырях, вдоль дорог, на заброшенных полях. Все растение покрыто мягкими, клейкими волосками, издает специфический неприятный запах. Отравление чаще всего наступает от семян, которые дети принимают за мак.
Дурман обыкновенный. Дурман - растение пустырей. Отравление наступает от съеденных семян и вдыхания запаха цветущего растения. Цветение с середины июня по сентябрь. Плод - коробочка шаровидной формы, покрыта шипами. Созревшая коробочка открывается четырьмя створками, внутри которой находятся почковидные черные семена.
Признаки отравления беленой черной, дурманом обыкновенным, белладонной однотипны: расширение зрачков с потерей реакции на свет, сухость слизистых. Чем сильнее ребенок разжевывал растение, тем сильнее покраснение слизистых рта и зева.
К этой же группе можно отнести паслен сладко-горький. Отравление наступает от съеденных плодов растения, имеющих форму шаровидных ягод черного цвета, сладковато-горького вкуса.
Борец (башмачки). Произрастает повсеместно: в лесу, оврагах, на берегах рек, в парках. Все части растения, особенно подземные, очень ядовиты. Отравление чаще всего наступает весной от употребления клубней.
Картина отравления выражается в поносе, рвоте, тошноте, нарастающей слабости, поражении сердечной и дыхательной деятельности, падении артериального давления.
Болиголов крапчатый. Произрастает на лугах, вдоль дорог, заборов. Отравление наступает, если поесть стебель. При растирании этого растения руками, оно издает характерный мышиный запах. Отравление схоже с картиной отравления никотином. Симптомы - тошнота, расширение зрачков, нарушение глотания, небольшие судороги, птоз (паралич мышц, поднимающих веки), сознание ясное.
Черемица зеленая и обыкновенная. Вызывает отравление, сходное с отравлением от растения борец. Смертельный исход отмечается редко.
Багульник обыкновенный. Распространен в северных и средних районах Европейской территории России, на Дальнем Востоке, в Сибири. Опасен во время цветения (май-июль). В этот период наземные части растения выделяют вещества, обладающие раздражающим действием на центральную нервную систему; всасывается через кожу.
Волчье лыко. Растение распространено в северо-западной части РФ, Европейской части и Сибири. Произрастает в смешанных хвойных тенистых лесах и на равнинах. Цветет в апреле и начале мая. Плод - обильная ярко-красная костянка, расположен вдоль стебля. Наибольшим отравляющим действием обладает кора и ягоды (плоды). Влажная кора может вызвать ожоги. Съеденные ягоды вызывают жжение во рту, отек слизистой ротовой полости и гортани. При этом может наступить удушье.
Борщевик. Сорное растение. Встречается на пустырях, около дорог, на лугах и лесных опушках. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.
Лютик едкий. Многолетнее растение. Содержит ядовитое вещество, вызывающее сильное раздражающее действие на кожу и слизистые. При соприкосновении вызывает воспаление кожи с образованием пузырей. При попадании сока растения на кожу могут возникнуть язвы.
Вороний глаз. Все части растения ядовиты, но отравление чаще всего возникает от плодов (ягод), которые дети принимают за чернику, голубику.
Отравление характеризуется появлением болей в животе, тошноты, рвоты, поноса. При отсутствии помощи возможна смерть в результате поражения сердечно-сосудистой системы.
Ландыш майский. Распространенное многолетнее растение. Имеет плод — ярко-красную ягоду. Отравление вызывают съеденные ягоды. При этом возникает головная боль, шум в ушах, головокружение, холодный пот, тошнота, понос, редкий аритмичный пульс. Зрачки сужены, возможны судороги.
Бузина черная. Кустарник или небольшое деревцо. Цветки белые, собраны в щитковидные соцветия, плоды черно-фиолетового цвета, ягоды, мякоть плода темно-красная с морщинистыми косточками. Кустарник встречается как дикорастущий и как декоративный.
Отравление вызывают съеденные ягоды. Возникает рвота, понос; в тяжелых случаях может наблюдаться картина, характерная при отравлении синильной кислотой.
Молочай лозный. Ядовитым является млечный сок, содержащийся в стебле растения. При попадании на кожу или слизистые рта, глаз, носа возникает острый воспалительный процесс, на месте поражения появляется покраснение, пузыри. Если ребенок пробовал есть растение, возникает рвота, понос. В тяжелых случаях наступает поражение центральной нервной системы: судороги, нарушение дыхания, сердечной деятельности.
Доврачебная помощь
При попадании яда внутрь, нужно вызвать рвоту, промыть желудок водой или раствором марганцовокислого калия, ввести активированный уголь, дать солевое слабительное, доставить пострадавшего в стационар.
При поражении кожи и слизистых оболочек их следует обмыть теплой водой, смазать спиртовым метиленовым раствором, нанести мази, содержащие анестезин и преднизолон, внутрь дать димедрол.
«Лето с пользой для ума»
Лето – благоприятный период не только для отдыха и укрепления здоровья детей, но и для их психического развития. В это время года дети с помощью взрослых могут расширить свои представления об окружающем мире, развить внимание, память, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, обогатить словарный запас, а также проявить творческие способности. Всё это очень важно для их эмоционального и нравственного благополучия и подготовки к школьному обучению. Во время совместного досуга советую:
1.Знакомить детей с природными явлениями, происходящими летом в неживой и живой природе. Учить видеть природные взаимосвязи. (Например, тучи на небе, значит, будет дождь. Цветы одуванчика закрыты в пасмурную погоду или вечером и т.п.)
2. Гуляя в парке и лесу, наблюдать за разными представителями животного мира, рассматривать деревья, кустарники, цветущие травы. И обязательно предлагать ребёнку рассказать о том, что он увидел. Что растёт в лесу (в поле, на лугу), кто там живёт? Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривать растения, называть их части: ствол, ветка, лист, цветок, плод, корень, лепесток, . Учить различать и называть несколько видов деревьев и кустарников. Сравнивать их, определяя сходство и отличие. Например, сравнить клён и берёзу, ель и сосну, сирень и рябину.
4. Проводить дидактические игры: «С какого дерева лист», «Найди такой же лист », «Узнай и назови» (дерево, куст, на картинке или в природе), «Что лишнее?».
5.Учить различать и называть несколько видов полевых и садовых цветов. Дидактическая игра на группировку цветов «На лугу – на клумбе».
6. Учить стихи о цветах и деревьях: Е. Благинина «По малину», «Рябина», Е.Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Кашка», «Одуванчик», И.Токмакова «Ели», «Берёзы», «Сосны», «Дуб»,З. Александрова «Букет».
Читать рассказы о растениях и беседовать по их содержанию: А. Онегов «На лесной поляне», М. Пришвин «Золотой луг» и другие.
7.Отдыхая на реке, озере, море тоже развивайте детскую наблюдательность и умение сравнивать. Чем похожи, чем отличаются эти водоёмы? Объясните, что такое течение, берега, волны, прибой. Наблюдайте с малышом за рыбками, чайками.
8. Летом создавайте детям условия для игр с природным материалом (шишками, камешками, листьями, веточками, песком, глиной и пр.) Дети учатся использовать предметы - заместители (например, палочку вместо ложечки для куклы, камешки, вместо конфет для неё). Это развивает фантазию и творческие способности.
9. Учите ребёнка различать и правильно называть величины предметов и объектов, а не только «большой – маленький». Например, ствол толстый и тонкий, дерево высокое и низкое, ветка длинная и короткая, река широкая, а ручей узкий и т.д.
10. Разнообразие летних красок, поможет учить с детьми названия цвета, в том числе и оттенков. Поиграйте с ними так: «Разные краски лета», «Цветные фоны», «Собери одинаковые по цвету».
11.Учите ориентироваться в пространстве. Этому поможет дидактическая игра «Спрячь игрушку» (под стул, на полку, за спину, т.д.),«Делай, как я скажу» (два шага вперёд, один шаг вправо, подними левую руку вверх, закрой правой рукой левый глаз и т.д.).Ориентироваться на плоскости листа научат задания типа: « Положи в центр листок клёна, в правый верхний угол- шишку ели, в левый верхний угол- шишку сосны, правый нижний угол- ромашку, в левый нижний угол- василёк».
12.Упражняйте детей в счёте до 10 и обратно, опять же используя природный материал (шишки, камешки, лепестки, листья и пр.).
13.Учите детей сравнивать. Например, дерево и бревно, птицу и самолёт, ромашку и колокольчик, яблоко и грушу, девочку и куклу. В чём их отличие и есть ли сходство? Почему? Учите ребёнка доказывать своё мнение.
14. Работая на огороде и во фруктовом саду, дайте детям на наглядном примере понять процесс выращивания растений из семян, расскажите о зависимости их роста от природных условий (света, влаги, тепла). Учите наблюдать за ростом и созреванием овощей, фруктов и ягод и привлекайте к посильной помощи.
15 .Учить детей ежедневно рассказывать о погоде, о том, что они увидели, чем занимались. И если малыш допускает ошибки в построении предложений, исправьте его. Это способствует развитию грамматического строя и связной речи ребёнка.
16.Развивайте речевое дыхание ребёнка, предлагая подуть в соломинку или на одуванчики, надувая шарики или мыльные пузыри.
Всё это сформирует у детей целостное представление о лете как о времени года, расширит их кругозор, разовьёт интеллект и любознательность, приобщит к удивительному миру природы. И, что особенно важно, совместный досуг, общие дела и игры сближают детей и родителей, улучшают домашний микроклимат и способствуют укреплению семьи.
ПИТАНИЕ РЕБЁНКА ЛЕТОМ
Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке — основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит.
Как организовать питание ребенка в летнее время?
Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее — помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.).
Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд.
Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом.
В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня.
В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока.
Употребление сырых соков — еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.
Уважаемые родители, запомните!
Морковный сок способствует нормализации обмена веществ, улучшая процессы кроветворения и транспорта кислорода, стимулирует физическое и умственное развитие.
Свекольный сок нормализует нервно-мышечное возбуждение при стрессах, расширяет кровеносные сосуды.
Томатный сок нормализует работу желудка и кишечника, улучшает деятельность сердца, содержит много витамина С.
Банановый сок содержит много витамина С.
Яблочный сок укрепляет сердечно сосудистую систему, нормализует обмен веществ, улучшает кроветворение.
Виноградный сок обладает тонизирующим, бактерицидным, мочегонным, слабительным действием, способствует снижению артериального давления.
ПРОФИЛАКТИКА ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ
Ребенок может заразиться через инфицированные, не достаточно обработанные термически пищевые продукты: сырые овощи, молоко, мясо.
В бытовых условиях, несоблюдение правил личной гигиены - одна из главных причин распространения инфекции. В быту заражение происходит при уходе за больным и общении с ним через руки, загрязненные выделениями больного. Руками, в свою очередь, загрязняются посуда, игрушки, белье, а также пища и вода.
Наиболее опасный фактор передачи кишечной инфекции – вода, при употреблении некипяченой воды, инфицированной микроорганизмами.
В целях профилактики острых кишечных инфекций следует соблюдать правила приготовления блюд из овощей, мяса, молочных продуктов.
Подвергайте продукты тщательной термической обработке
Для обеспечения микробиологической безопасности сырого молока животных, важно его перед употреблением вскипятить.
Полуфабрикаты из рубленого мяса, мяса птицы должны обжариваться 3-5 минут с двух сторон до образования поджаристой корочки, а затем доводиться до готовности в жарочном шкафу при температуре (+250 - +280)°С в течение 5-7 минут. Допускается жарка полуфабрикатов в жарочном шкафу без предварительного обжаривания на плите при температуре (+250-+270) °С в течение 20-25 минут.
При варке биточков, фрикаделек на пару продолжительность тепловой обработки должна быть не менее 20 мин.
Готовность изделий из мяса и птицы должна определяться по выделению бесцветного сока в месте прокола и серому цвету на разрезе продукта, а также температурой в толще продукта. Для натуральных рубленых изделий - не ниже +85°С, для изделий из котлетной массы - не ниже +90°С
Сосиски, вареные колбасы очищают от полимерной оболочки, разрезают на порции, а затем отваривают в течение 5 минут с момента закипания воды.
Избегайте хранения приготовленной пищи
Основными ошибками при приготовлении пищи, позволяющими болезнетворным микроорганизмам выживать и развиваться до уровней, вызывающих заболевание, являются:
• приготовление пищи за несколько часов до потребления, в сочетании с ее хранением при температурах, благоприятствующих развитию патогенных микроорганизмов и/или образованию токсинов;
• недостаточное охлаждение или разогрев пищи с целью уменьшения количества или ликвидации патогенных микроорганизмов.
Готовьте для грудных детей и детей раннего возраста свежую пищу и давайте им ее немедленно после приготовления. Предпочтительно, чтобы пища, приготовленная для грудных детей и детей раннего возраста, вообще не хранилась. Если это невозможно, пища должна храниться только до следующего приема, но на холоде (+2-+6 °С) или в горячем состоянии (60°С или выше). После хранения пищу нужно довести до кипения или тщательно разогреть.
Для кормления грудных детей используйте только свежеприготовленные смеси детского питания.
Все пищевые продукты храните в чистой посуде с крышкой, скоропортящиеся сохраняйте в холодильнике в пределах допустимых сроков хранения.
Избегайте соприкосновения между сырыми
продуктами и приготовленной пищей
Приготовленная пища может быть заражена даже от малейшего соприкосновения с сырыми продуктами.
Такое перекрестное заражение может быть прямым при случайном контакте (в хозяйственной сумке, на полке холодильника), но может быть косвенным и трудноуловимым – через руки, мух, кухонный разделочный инвентарь или грязные поверхности.
Поэтому после обработки сырых продуктов нужно мыть руки. Точно так же необходимо тщательно мыть посуду, разделочные ножи, кухонный разделочный инвентарь, используемый для сырых продуктов. Посуду, в которой готовят пищу для ребенка, не следует использовать для других целей; нельзя пользоваться посудой с поврежденным покрытием. Даже после мытья не следует для кормления ребенка использовать посуду и приборы, в которых ранее находились сырые продукты.
Ребенок должен иметь индивидуальный комплект столовой посуды.
Добавление в приготовленную пищу любых новых ингредиентов тоже может занести болезнетворные организмы. В таких случаях пищу нужно снова подвергнуть тщательной термической обработке.
Воздерживайтесь от покупок скоропортящихся пищевых продуктов в местах, где отсутствует холодильное оборудование, не употребляйте продукты с истекшим сроком годности.
Процесс приготовления пищи требует времени,
аккуратности и внимания со стороны родителей:
- руки должны быть тщательно вымыты;
• перед приготовлением пищи кастрюля, терка, сито, ложка должны тщательно промываться ершом в горячей воде с содой (1 чайная ложка питьевой соды на 1л воды) и обдаваться кипятком, просушиваться;
- запрещается вытирать полотенцами кухонную посуду и столовые приборы, предназначенные для кормления детей;
• для кормления детей необходимо использовать свежеприготовленную пищу;
• овощи и фрукты, в том числе цитрусовые и бананы, употребляйте только после мытья их чистой водой и ошпаривания кипятком.
Следует отбирать для ребенка ягоды, фрукты и овощи целые, без следов порчи.
В любой семье важно соблюдать следующий порядок: немытые корнеплоды перед очисткой следует вымыть проточной водопроводной водой (картофель, морковь, редис, свекла и др.).
Нельзя хранить очищенные овощи в холодной воде более 1,5 часов, в том числе в холодильнике: для иерсиниозов – это комфортные условия для размножения.
Особенно тщательно необходимо обрабатывать предназначенные для салатов свежую капусту, морковь, репчатый лук. После очистки и мытья их опускают в кипяток на 1-2 мин., при этом крупные кочаны капусты перед бланшировкой разрезают на 2-4 части. Редис, зелень, лук замочите, выньте из воды (чтобы осел песок), затем промойте проточной водой, а затем - в кипяченой (или бутилированной); редис - ошпаривают. Промывка и ошпаривание овощей должно проводиться в дуршлагах.
Перед измельчением предназначенных для салатов сырых и вареных овощей, фруктов и зелени, разделочная доска должна быть вымыта и ошпарена кипятком. Следует иметь для этих целей отдельную разделочную доску, терку, сито. Съемные элементы электроизмельчителя, блендера тщательно моются сразу после использования, ошпариваются и просушиваются.
Употреблять салаты нужно свежими сразу после смешивания с заправкой (сметаной, маслом растительным, др.).
Не следует употреблять салаты, приготовленные накануне; ни при каких обстоятельствах не предлагать несвежие салаты ребенку.
Используйте безопасную для употребления воду
Для питья используйте бутилированную или кипяченую воду. Безопасная вода столь же важна для приготовления пищи для грудных детей и детей раннего возраста, сколь и для питья. Воду, используемую для приготовления пищи, нужно кипятить, если то блюдо, в которое добавляется вода, не будет затем подвергаться последующей термической обработке (как при приготовлении каш, супов, компотов и т.д.).
Как и детские питательные смеси промышленного производства, сухое молоко может оказаться зараженным, если его разводят грязной водой.
Многократно мойте руки
Личная гигиена, гигиена и санитария в семье включают: мытье рук лицами, осуществляющими уход; купание ребенка; поддержание чистоты в доме и на площадке для игр; пользование чистой водой и обеспечение санитарных удобств.
Тщательно мойте руки перед началом приготовления или подачей пищи и после каждого прерывания кормления. Особенно важно вымыть руки, если вы переодели ребенка, сменили подгузник, подмыли ребенка, были в туалете или контактировали с животным.
Не забывайте к ритуалу мытья рук перед едой, после посещения туалета, прогулки приучать и ребенка.
На время ухода за детьми грудного и раннего возраста следует отказаться от длинных ногтей, при приготовлении пищи недопустимы ювелирные украшения на руках.
Эффективным считается мытье рук (кисти и запястья) теплой проточной водой с двукратным намыливанием. Просушивать руки лучше одноразовыми бумажными полотенцами или специально выделенным полотенцем.
Следует использовать детское жидкое мыло с дозатором.
Порезы, трещины кожи рук обрабатываются лекарственными средствами и заклеиваются бактерицидным пластырем, а при уходе за ребенком и приготовлении пищи – дополнительно закрываются напальчником.
Домашняя одежда должна быть опрятной и сменяться по мере необходимости, но не реже 1 раза в 7 дней.
Регулярно мойте детские игрушки.
Предохраняйте продукты питания от насекомых,
грызунов и прочих животных
Животные часто являются носителями болезнетворных микроорганизмов, которые с рук попадают в пищу, а насекомые часто являются их разносчиками.
Поддерживайте безукоризненную чистоту во всех помещениях, где готовится пища. ежедневно проводите влажную уборку.
Во избежание заражения пищи, поверхности, используемые для приготовления пищи, должны быть абсолютно чистыми. Отходы пищи и крошки являются потенциальными местами скопления болезнетворных микроорганизмов и могут привлекать насекомых и грызунов. Мусор должен содержаться безопасным способом в закрытом месте и незамедлительно удаляться.
Соблюдение выше перечисленных рекомендаций
поможет сберечь здоровье Вашего малыша.