Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
В чём, на Ваш взгляд, заключается готовность ребёнка к школе:
Всего 14 человек
Голосование
Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста:
Всего 22 человека
Голосование
На что, по Вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование Вашего ребёнка в детском саду:
Всего 15 человек

Кукольный театр батлейка

Дата: 28 марта 2017 в 19:29
Автор: Тукач Л. И.

                                                      КУКОЛЬНЫЙ  ТЕАТР  БАТЛЕЙКА.

19 (700x400, 312Kb)

В Древней Греции возник прообраз первого кукольного театра, который в Беларуси стал известен как батлейка. Распадались  большие государства, а маленькие театры-ящики продолжали  жить,  переходя к следующим поколениям. Это живое воплощение общности культур, традиций, верований народов, но с разными названиями. Так, в Европе он известен как вифлеемский ящик, в Румынии и России - вифлеем, в Польше - шопка, на Украине - вертеп.

  Архитектура батлейки представляет собой теологическую модель мира, состоящую из верха ("рая"), низа ("ада") и среднего этажа ("земли"). Никогда персонажи "рая" - святое семейство, ангелы, пастухи, волхвы - не  переходили вниз, а жители "ада" - черт, смерть, царь Ирод, его войско - не поднимались наверх. Репертуар батлеек также можно было разделить на два жанра: "высокий" - религиозная тематика ("Поклонение волхвов", "Царь Ирод") и "низкий" - сатирические сценки из народной жизни ("Антон с козой и Антониха", "Цыган и цыганка" и др.). Представления состояли из двух частей: религиозной и светской, каждая разыгрывалась на своем ярусе.

  Ящик белорусской батлейки, как правило, представлял собой двух- или трехярусный ящик-домик, похожий на шкаф, увенчанный 1-3 шатрами с крестами. Украшалась конструкция разноцветной бумагой, тканью, иконками, звездами, крестами, в центре наверху устраивали мезонин, на котором вырезали вифлеемскую звезду. Перед началом представления кукольник зажигал свечу - и батлеечная звезда освещала персонажей представления.

  Традиционные батлеечные куклы выполнялись из дерева, раскрашивались и одевались в костюмы, а затем надевались на "шпень" - гапит, деревянный стержень, с помощью которого осуществлялось их движение. Руки, ноги, головы кукол не двигались (за исключение головы царя Ирода, которая легко слетала с его плеч и повисала на красной нити), но сами они могли нагибаться, поворачиваться, вертеться вокруг оси, прыгать и танцевать. Вначале куклы на "шпени" в определенном порядке стояли в коробе около батлеечного ящика. В нужный момент куклу вставляли в круглое отверстие в планшете батлеечной сцены - персонаж как бы "выплывал", т.к. движение кукол внутри батлеечного ящика было вдоль прорези в полу сцены, которая тщательно маскировалась мехом. В батлеечном представлении, состоящем примерно из 30 сцен, молго быть задействовано 20-40 кукол. Чтобы кукольник, стоящий за батлеечным ящиком, мог следить за движениями персонажей, стенка между ним и куклами изготавливалась из прореженной мешковины.

  В Беларуси были распространены несколько видов батлеек: одноэтажная (панорамная) в виде домика, двухэтажная с подвижными куклами и каноническим оформлением, двухэтажная со специальной башней, батлейка по принципу теневого театра, батлейка со сменой во время спектакля прозрачных декораций, батлейка-звезда.

  Время хождения с батлейкой в различных регионах Беларуси отличалось, укладываясь в период от Рождества (последняя декада декабря) до Сретения (середина февраля).

  В ней сначала студенты-кукольники, а затем ремесленники и крестьяне разыгрывали библейские сцены, сдабривая их сочным народным юмором. Показы всегда сопровождались музыкой, песнями; сцена и куклы освещались свечами. Чаще всего белорусская батлейка была семейным промыслом. Члены семьи, включая детей, одновременно были и хором, и музыкантами (бубен, скрипка, цимбалы), и актерами-кукольниками. Кукольник - батлей - был "пружиной" представления, от его таланта зависел успех: он и водил кукол, и подпевал батлеечным музыкантам, и выступал соло, и рассказывал анекдоты, и пел, и плясал. Он играл свое представление в зависимости от состава публики, меняя сцены, тексты, на ходу придумывая актуальные шутки, однако сюжет и состав основных действующих лиц оставались неизменными. Уникальные батлеечные комплекты из материальных (батлеечный короб, куклы, музыкальные инструменты) и нематериальных (сценарии, песни, технологии) компонентов часто передавались по наследству.

  Батлеечные представления оказали существенное влияние на формирование особенностей календарно-обрядовой культуры многих регионов Беларуси. Мастерство батлеечников прославило многие населенные пункты, например, имя кукольника Потупчика связано с Докшицами, а купец Пажуев из Ельни своими певцами и песнями прославил Ельню.

  На Минщине в конце 19 века была распространена двухэтажная батлейка со специальной башней. Такая батлейка имела круглую, квадратную или шестиугольную башню с дверями. Стол был сделан в виде диска, который двигался по вертикали, по краям его были фигурки женщин и мужчин, которые держались за руки.

  Батлейка по принципу теневого театра была найдена в г. Сурож Витебской губернии. Этот тип театра  объединял в себе черты одноэтажной батлейки и теневого театра.

  Еще одним видом батлейки был театр с прозрачными декорациями. Такая батлейка была распространена на территории Беларуси в конце 19 - начале 20 веков. Это была простая двухэтажная коробка с двумя отделами. Размеры ее были приблизительно 1,5x1,5 м. Она подсвечивалась свечами, которые находились по краям батлейки. В верхней части коробки находились два петуха. Декорации были прозрачные, их рисовали на папиросной бумаге.

  Кроме перечисленных видов встречались на территории Беларуси и другие виды батлеек. Например, театр с прозрачными, нарисованными на папиросной бумаге декорациями, которые сменялись по ходу представления, или могилевская трехъярусная батлейка, были театры с перчаточными куклами, куклами-марионетками.

  Батлейка - одно из самых удивительных и загадочных театрально- эстетических явлений прошлого, объединившее обрядовый, магический, религиозный и светский театры, театр импровизационный и литературный. В конце 20 - начале 21 века батлейка переживает второе рождение как уникальный культурный продукт и как средство туристической анимации в музеях, центрах ремесел, домах культуры, учреждениях образования, храмах.

  

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.